Регулирование физической нагрузки

 в процессе адаптивного физического воспитания детей

 с  нарушением зрения

 

Ключевые слова: физическая нагрузка, регулирование, младшие школьники, слепые и слабовидящие, депривация (дефицит), зрительные функции, специальные упражнения, ограничения, показания, противопоказания, утомление, пауза для отдыха, упражнения для глаз.

 

Специфическое развитие ребенка с депривацией зрения, обусловленное нарушением зрительного анализатора, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов. В связи с этим целенаправленное использование и сочетание физических и специальных упражнений поможет создать благоприятные условия для освоения ребенком основных движений. При этом учитываются следующие аспекты: охрана остаточного зрения; особенность индивидуального развития ребёнка; облегченный режим зрительной нагрузки; умелое чередование физической нагрузки и отдыха; зрительный тренинг в течение урока; использование специальных методов и приемов в обучении двигательным навыкам; система требований, которые предъявляются к ребёнку на данном этапе его жизни. Особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста (7-11 лет), когда глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрессировать. В связи с этим соблюдается режим охраны зрения. В урок обязательно включаются специальные упражнения для улучшения кровообращения в тканях глаза, для улучшения работы аккомодационной мышцы, укрепления мышц и склеры глаз, для снятия утомления глаз.

Нагрузка - это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей (Ю.Ф. Курамшин, 1998). В работе с детьми с патологией зрения обязательно должна учитываться последовательность нарастания нагрузки. Необходимо ориентироваться на основной принцип - "Не навреди!" Целесообразно, чтобы пик кривой физиологической нагрузки был или в середине занятия, или за 8-10 минут до его окончания. Учитывая, что дети с нарушением зрения устают быстрее и после нагрузки восстанавливаются дольше, чем нормально видящие сверстники, пауза для отдыха между физическими упражнениями им предлагается длиннее. Чем интенсивнее нагрузка, тем больше пауза. Во время отдыха используются упражнения на расслабление глаз в зависимости от психического состояния учащихся.

Не следует увлекаться такими статическими упражнениями, которые сопровождаются натуживанием и задержкой дыхания, так как вследствие этого повышается внутриглазное давление. Занятия с поднятием тяжести также способствуют увеличению внутриглазного давления. Повышение внутриглазного давления (ВГД) наблюдается при скоростных кратковременных нагрузках, таких, как бег максимальной интенсивности, продолжительностью пять секунд (Р.Н. Азарян, 1989). Необходимо помнить, что при миопии, глаукоме, опухолях имеется тенденция к увеличению внутриглазного давления. Это следует учитывать при регулировании физической нагрузки для детей с данными заболеваниями.

Е.И. Сухиненко (1980) установила, что циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (ЧСС 100-140 ударов в минуту) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, повышение работоспособности цилиарной мышцы. При повышении интенсивности (180уд\ мин и выше), а также в упражнениях на гимнастических снарядах, акробатических упражнениях, прыжках со скакалкой отмечается выраженная ишемия (местное обескровливание) и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы. Е.И. Ливадо (1974) отмечает, что физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. Регулирование физической нагрузки младших школьников с депривацией зрения, безусловно, зависит от множества факторов. Перечислим некоторые из них:

    возраст и пол ребенка,

    степень нарушения зрительных функций,

   время потери зрения (есть ли запас ранее сформированных представлений),

    состояние нервной системы,

    наличие сопутствующих заболеваний, психических нарушений,

    наличие предыдущего сенсорного опыта,

    наличие навыка пространственной ориентировки,

    способ восприятия учебного материала,

    физическая подготовленность детей,

   тема, задачи урока, этап обучения (следует помнить, что в конце четверти и особенно учебного года у детей с нарушением зрения наступает общая утомляемость).

Дозированная нагрузка и дифференцированный подход с учетом зрительного нарушения предусматривают некоторые ограничения: резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на руках, висы вниз головой), статические упражнения, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и пр. Ограничения имеют место при следующих заболеваниях: увеит (хориоретинит), глаукома, свежая травма оболочек глазных яблок, дегенерация или отслойка сетчатки, дистрофия роговицы, гемофтальм, опухоль, катаракта, афакия, миопия высокой степени (с осложнением на глазном дне), в раннем послеоперационном периоде после замены хрусталика (первые полгода), синдром Морфана, синдром Вагнера.

При наличии этих заболеваний противопоказаны следующие виды спорта: прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба, хоккей, футбол, баскетбол (разрешается выполнять лишь элементы футбола, баскетбола, хоккея), велоспорт, горнолыжный спорт, мотоспорт. Занятия этими видами спорта могут привести к отслойке сетчатки, кровоизлияниям на глазном дне и прочим осложнениям. Слабая степень миопии не является препятствием для занятий физической культурой и спортом. Занятия по таким видам спорта как плавание, лыжный спорт (лыжные гонки), легкая атлетика, настольный теннис, художественная гимнастика, конный спорт (иппотерапия), туризм, шашки, шахматы и др. проводятся без ограничений. Выбор любого вида спорта, а также упражнений для занятий, целесообразно согласовать с офтальмологом.

Принимается во внимание, что при сходящемся косоглазии полезны упражнения, предусматривающие броски мяча вверх; при расходящемся косоглазии - броски мяча вниз. При любой работе с мячом (метание вдаль, в цель, броски вверх, вниз и пр.) рекомендуется прослеживать его движение. После броска зрительный анализатор как бы продолжает путь мяча, при этом постоянно изменяется аккомодация хрусталика, улучшается восприятие постоянно меняющихся пространственных отношений. Это способствует расширению поля зрения, выработке глазомера, точности движений.

Помимо уроков физкультуры, учащимся с депривацией зрения весьма полезно посещение бассейна, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы, а также соблюдение статико-динамического режима: динамический режим дня, жесткая постель (на жесткую деревянную опору кладется матрац или мягкая подстилка), рациональное освещение рабочего места.

Для детей, имеющих кроме слепоты и слабовидения умственную отсталость, нарушение эмоционально-волевой сферы, повышенную возбудимость, эписиндром и прочие нарушения психических процессов, рекомендовано ограничивать упражнения в равновесии на повышенной опоре, продолжительность игр, упражнения на дыхание, а также упражнения, вызывающие нервное перенапряжение. Скорость зрительного восприятия у слабовидящих олигофренов в два раза ниже, чем у слабовидящих с нормальным интеллектом. Это свидетельствует о слабой подвижности нервных процессов у слабовидящих олигофренов. Для этих детей характерно недоразвитие двигательной сферы, выражающееся в неточности движений, более длительном периоде формирования двигательных навыков и их автоматизации. У детей наблюдаются навязчивые движения (блиндесмены) головыук, тела и т.д. (Л.И. Солнцева, 2000).

В процессе урока учителю необходимо вести наблюдение за самочувствием ребенка (Л.Ф.Касаткин, 1980). Для учета внешних его признаков рекомендуется пользоваться следующей схемой внешних признаков утомления (В.А.Зотов, 1980).

Признаки

Небольшое

утомление

Значительное

среднее

утомление

Резкое большое утомление

Цвет кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность покровов.

Потливость

Небольшая

Большая

Очень резкая потливость

Дыхание

Учащенное, но ровное

Учащенное дыхание, периодически наступающее через рот

Резкое учащение: поверхностное непрерывное дыхание через рот. Отдельные глубокие вдохи сменяются беспорядочным дыханием . (одышка)

Движение

Бодрая походка

Неуравновешенный шаг, покачивание тела

Резкие покачивания тела, появление некоординированных движений

Внимание

Хорошее безошибоч­ное

выполнение указаний

Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направлений

Замедленное выполнение команд, воспринимается только громкая команда

Самочувствие

Нет никаких жалоб

Жалобы на усталость боль в ногах, сердцебиение, одышку

Жалобы на те же явления, а также на головную боль, жжение в груди, тошноту и рвоту

Использование предлагаемых методических рекомендаций, несомненно, облегчит работу педагогов в этом направлении, а также позволит улучшить условия восприятия учебного материала детьми с ограниченными зрительными возможностями, избежать дальнейших нарушений в их физическом развитии, будет способствовать эффективности обучения и всестороннему развитию ребенка.

УПРАЖНЕНИЯ    ДЛЯ   ЗРИТЕЛЬНОГО   ТРЕНИНГА

(по Г.Г. Демирчогляну, 1997)

1. И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И.п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

3 . И.п. - стоя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, 3 - перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5с, 4 - опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И.п. - сидя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

5. И.п. - сидя. 1 - закрыть веки, 2 - массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. И.п. - стоя. 1 - отвести правую руку в сторону, 2-4 - медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

7. И.п. - стоя. 1 - поднять правую руку вверх, 2-4 медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию.

8. И.п. - сидя. 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, 2 - спустя 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

9.  И.п. - сидя, голова неподвижна. 1 - вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, 2 -производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца, 3 - проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных движении глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6 раз.